ЛЕТО 2023

Лето - замечательное время года. Это удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на свежем воздухе. Главной задачей учреждения дошкольного образования в летний период времени так организовать жизнь воспитанников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Летний период в детском саду принято называть оздоровительным. Поэтому задача детского сада состоит в том, чтобы максимально использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился.

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работы проводятся ежедневно на воздухе.

 

Инструктивно- методическое письмо к летнему оздоровительному периоду 2023

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ

 

Особенности питания детей в летний период

В летний период у большинства детей существенно меняется образ жизни. Большую часть времени они проводят на свежем воздухе, много бе­гают, играют, купаются. Кроме того, во время оздоровления дети получают широкий комплекс оздоровительных мероприятий (физиотерапия, массаж, фитотерапия и др.).

Все это сопровождается значительной тратой энергии, более интенсив­ным течением обменных процессов. Отмечено также, что летом процессы роста ребенка усиливаются, а это требует большого поступления белка – ос­новного пластического материала для построения клеток и тканей детского организма. Во время сильной жары организм теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В, что также требует увеличения пищевой ценности рациона.

С другой стороны, в жаркие дни у детей, особенно младшего возраста, нередко наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта: уменьшается выделение пищеварительных соков, снижается аппетит. В ус­ловиях перегревания в организме нарушается кислотно-щелочное равнове­сие. Все это свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в рацион ребенка.

В первую очередь в летнее время калорийность питания ребенка долж­на быть увеличена на 10-15% за счет увеличения пищевых веществ. Одно­временно следует несколько изменить состав рациона и режим питания. Ча­ще необходимо давать кисломолочные напитки и творог, содержащие легко усвояемые полноценные белки.

Для повышения обеспеченности витаминами и минеральными вещест­вами в рацион ребенка следует как можно шире включать овощи, фрукты, соки, овощные и фруктовые пюре, различную огородную зелень. Зелень хо­рошо добавлять во все первые и вторые блюда, салаты, блюда для завтраков, ужинов, готовить «зеленые» бутерброды.

Летом желательно несколько изменить и время приема пищи. Первый завтрак лучше дать пораньше утром, когда температура воздуха еще невысо­ка и аппетит ребенка еще не нарушен. Завтрак должен быть достаточно калорийным и богатым белками. Обед может быть перенесен на 15-30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Вводится второй завтрак (10 ч.), который включает соки, фрукты, ягоды

Определенного внимания требует питьевой режим, так как во время жары потребность в жидкости существенно увеличивается. Поэтому всегда должен быть необходимый запас кипяченой воды, фруктовых или овощных отваров; особенно полезен отвар шиповника, богатый витамином С. Питье можно давать ребенку и непосредственно перед едой, если он испытывает жажду, а также во время еды. Это способствует улучшению аппетита. Питье следует брать с собой во время длительных прогулок, для чего целесообразно использовать одноразовые стаканчики.

свернуть

ОДЕЖДА ДЕТЕЙ ЛЕТОМ

Одежда детей летом

Длинные и теплые летние дни как нельзя лучше подходят для прогулок с детьми. Куда бы вы не отправились – в дошкольное учреждение, тенистый парк, на детскую площадку или солнечный пляж – вопрос: «Во что одеть своего ребенка, чтобы ему в этом было максимально комфортно и вместе с тем нарядно?» остается одним из самых главных.

Обычно детский летний гардероб достаточно обширен, но так как на лето приходится период самого интенсивного детского роста, его порой приходится обновлять несколько раз за сезон. На что же следует обратить внимание при выборе летней одежды для ребенка?

Во-первых, ткани. Тонкие и легкие, хорошо пропускающие воздух, желательно светлых оттенков и обязательно – натуральные. 100 % хлопок и лен дают коже возможность дышать, что предохраняет малыша от перегревания и крапивницы, а кроме того, не вызывают аллергии.

Во-вторых, покрой. Фасон летней одежды должен быть максимально простым, чтобы не стеснять движений ребенка, ведь лето будто специально создано для беззаботной беготни и всевозможных гимнастических упражнений на свежем воздухе. Необходимо избегать крупных пряжек или замысловатых застежек с острыми краями, которые могут в пылу игры поранить вашего или другого ребенка. Также обратите внимание, чтобы резинка на юбочке, шортах или легких брючках не была слишком тугой, так как ребенок может немало времени проводить, согнувшись и присев на корточки. Итак, идеальный вариант – свободная, подходящая по размеру, простого кроя и светлых либо ярких тонов одежда.

Третий важный фактор выбора наряда – это интенсивность солнечного излучения. Максимально открытый комплект в виде маечки и шортиков стоит оставить для пасмурной погоды или глубокой тени. Нежная детская кожа легко может получить солнечный ожог, поэтому выходя на солнце, лучше накинуть что-то, прикрывающее спину, плечи и конечности. Светлая рубашечка из тонкого батиста или легкие льняные брюки идеально подойдут в знойный полдень и прохладным вечером. Не менее актуальны летом и разнообразные головные уборы, защищающие голову ребенка от солнечного или теплового удара. В жаркий день одевайте малышей в лёгкую, не стесняющую движений, светлую одежду, из ткани, хорошо пропускающей воздух, влагу, тепло. Девочку - в свободное платьице, мальчика в - рубашку прямого покроя, шорты. Проверьте, не слишком ли тугая на них резинка, лучше продёрнуть её сзади. Чем больше будет открыто тело ребёнка, тем лучше. Обувь тоже нужна лёгкая и светлая, но обязательно с задником и плоским каблуком. Лакированная обувь не для жаркого дня, она не пропускает воздух, нога в ней потеет. Условно одежду можно разделить на нательное бельё и верхнюю одежду. Одежда для малышей не должна содержать синтетических материалов. Швы должны быть аккуратными, иначе будут натирать кожу. Нужно следить, чтобы одежда не сдавливала ткани и не нарушала кровоток. Основное внимание нужно обратить на экологичность материалов, прочность и износостойкость, одежда не должна стеснять движений и нарушать вентиляцию. Если на улице жарко, например, летом, то одежда не должна препятствовать испарению пота, быть легкой, светлой и хорошо продуваться.

свернуть

Картотека подвижных игр на воздухе летом

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ.

Летний период, каникулы – время оздоровительного отдыха для детей, который они проводят как с родителями, так и в детских оздоровительных лагерях. Жаркая погода способствует тому, что выбор места для отдыха падает на водоемы. В таких случаях необходимо помнить о правилах обеспечения безопасного времяпрепровождения детей на воде.

Безопасность детей на воде достигается правильным выбором и оборудованием мест купания, четкой организацией купания и проведением разъяснительной работы. Преподаватели (инструкторы, тренеры) по плаванию должны систематически разъяснять детям правила безопасного поведения на воде, не допускать их к водоемам без присмотра взрослых.

Места для пляжей по возможности должны выбираться на пологих песчаных берегах, ограждаться штакетным забором со стороны суши, иметь кабины для переодевания, теневые навесы.

На расстоянии 5 метров от уреза воды устанавливаются щиты со спасательным имуществом, стенды с информацией о мерах безопасности, приемах и способах оказания первой помощи, о погоде, а также о правилах приема водных и солнечных процедур.

Плавание детей допускается в специально отведенных местах, согласованных с территориальными учреждениями государственного санитарного надзора и ОСВОД. Дно акваторий, отведенных для купания детей, должно иметь постепенный уклон, быть без ям, уступов и опасных предметов, свободно от тины и водных растений, с глубинами, не превышающими:

0,7 метра, - для детей до 9 лет;

1,2 метра, - для детей старшего возраста, не умеющих плавать.

Участки для купания детей до 9 лет и не умеющих плавать ограждаются штакетным забором высотой над поверхностью воды не менее 0,5 метра, для детей старшего возраста - обносятся поплавковым ограждением или штакетным забором. Ограждение может быть сделано из жердей, имеющих гладкую поверхность и закрепленных на кольях.

Занятия по плаванию и купание детей на открытых водоемах должны проводиться в солнечную погоду при температуре воздуха 20 - 25 °С, воды - 18 - 20 °С и волнении водной поверхности не более 1 балла (высота волны до 0,25 метра).

Ответственность за безопасность детей во время занятий и обучения плаванию, проведения спортивных мероприятий на воде возлагается на руководителя занятия (инструктора, преподавателя, тренера).

Купание и обучение детей плаванию разрешается группами не более 15 человек. Купание и обучение детей, не умеющих плавать, должны проводиться отдельно, при этом все упражнения выполняют в сторону берега.

За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение руководителем занятия (преподавателем, инструктором, тренером), а также спасателями. Ответственные за купание должны пресекать (не допускать) действия занимающихся, которые могут стать причиной несчастного случая.

Перед началом купания группы детей:

границы участка, отведенного для купания, обозначаются вдоль береговой черты флажками;

спасательная шлюпка со спасателями выходит за внешнюю сторону линии заплыва и удерживается в 2 - 3 метрах от нее;

группа выводится на свой участок купания, где инструктируется о мерах безопасного поведения на воде;

купающиеся выстраиваются в линейку, раздеваются и складывают перед собой одежду.

По окончании купания руководитель занятия (преподаватель, инструктор, тренер) выстраивает группу в шеренгу, проводит перекличку и проверяет, вся ли одежда разобрана.

Для обучения детей плаванию на каждом пляже в детских оздоровительных учреждениях оборудуется учебный пункт, который ограждается сетчатым или штакетным забором на суше и в воде. На территории этого пункта размещаются кабинки для переодевания и теневые грибки. Территория и акватория учебного пункта должны позволять проводить обучение плаванию на берегу и в воде не менее чем 15 детей. Пункт обеспечивается плавательными досками, плавательными поддерживающими поясами, резиновыми кругами, шестами для поддержки обучающихся, мегафонами. Пункт должен иметь вывеску, стенд с расписанием занятий, учебными плакатами и выпиской из настоящих Правил.

Во время купания группы детей на всей акватории участка, отведенного для их купания, запрещаются:

купание и нахождение посторонних лиц;

плавание на судах и иных плавучих объектах;

игры и спортивные мероприятия.

Администрациями детских оздоровительных учреждений, расположенных у водоемов, перед дневным и ночным отдыхом организовываются обходы побережья закрепленных за ними территорий.

Для купания детей во время туристических походов, экскурсий, прогулок выбирается неглубокое место с пологим дном, не имеющее свай, коряг, острых камней, водорослей, ила и иных видимых признаков возможного негативного воздействия на здоровье детей (места сброса сточных вод и других выбросов).

Обследование места купания проводится взрослыми, умеющими хорошо плавать и нырять, знающими приемы спасания и оказания первой помощи. Границы места купания обозначаются поплавковым ограждением, вехами, жердями и другими подручными средствами.

Перед началом купания проводится инструктаж о мерах безопасности. Купание и плавание детей должны осуществляться под контролем взрослых с соблюдением всех мер безопасности.

свернуть

ОТКРЫТЫЕ ОКНА

В последнее время средства массовой информации все чаще освещают инциденты, связанные с падениями маленьких детей из окон, балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу. На вопрос, почему дети попадают в подобные ситуации, ответить на самом деле не сложно, и ответ очевиден. Стоит взрослому отвернуться на несколько минут, выйти в другую комнату и малыш попадает в беду.

В Гродно женщина вместе с двумя детьми пришла в гости к знакомым. Взрослые отдыхали, дети бегали рядом. В какой-то момент один из мальчишек пропал. Его стали искать. Выяснилось, что ребенок оказался у окна, открыл створки и выпал. Мальчик упал с высоты третьего этажа. С тяжелыми травмами головы и брюшной полости ребенок доставлен в реанимацию.

Как правило, падения происходили в момент отсутствия контроля взрослых, когда дети самостоятельно забирались на подоконник, используя в качестве подставки, стоящие рядом с окном предметы мебели и опирались на противомоскитную сетку, выпадая из окна вместе с ней.

Уважаемые родители! Обращаемся к вам с настоятельным требованием не оставлять детей без присмотра в комнатах с открытыми окнами даже на короткий срок, поскольку это может привести к трагическим последствиям.

Только бдительное и внимательное отношение к своим собственным детям со стороны вас - родителей, поможет избежать беды и неприятностей!

  • Многие родители забывают о том, что открытое окно может быть смертельно опасно для ребёнка.
  • Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной любознательности.
  • Большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра. Не оставляйте маленьких детей одних!
  • В случае вашего вынужденного отсутствия, оставляйте детей под присмотром только взрослых адекватных людей!
  • Никогда не рассчитывайте на анти москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений. Ребенок видит некоторое препятствие впереди, опирается на него и в результате может выпасть вместе с сеткой.
  • Постарайтесь не ставить мебель рядом с окнами, чтобы ребенок не мог залезть на подоконник.
  • Проверьте фурнитуру окон и сами рамы на прочность (возможность самопроизвольного или слишком легкого открывания ребенком).
  • По возможности, открывайте окна из положения «сверху» (фронтальное проветривание), а не «снизу».
  • Ставьте на окна специальные устройства (ограничители, блокираторы, фиксаторы и т.д.), которые не позволят ребенку открыть самостоятельно окно.
  • В случае с деревянными рамами – закрывайте окно на шпингалеты и снизу, и сверху (не пренебрегайте именно верхним шпингалетом, т.к нижний довольно легко открыть) и откройте форточку для проветривания помещения.
  • Не допускайте игр детей возле открытых окон! Объясняйте ребенку опасность открытого окна из-за возможного падения.
  • Не забывайте об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей.

Помните, как и в любом случае, ребёнку нужно постоянно рассказывать об опасностях, а делать это лучше всего в игровой форме. Не забывайте о том, что обучение и предупреждение – лучшие способы избежать трагических последствий.

свернуть

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком

Ура! Едем в отпуск! Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, на самолете. . . "Одинокие" взрослые долгий путь выдержать благополучно: найдут себе занятие, наверняка, будут отсыпаться. А что делать мамам и папам в пути? Конечно, развлекать детей и себя. Чем? Давайте поделимся идеями! У меня есть несколько идей занятий в пути. Идея № 1 – Петь песни. Можно петь все, что знаете и помните. Усложненный вариант. Петь на заданную тему. То есть, объявив тему, каждый игрок поет несколько строк из песни, где упоминается ключевое слово - тема. Проиграет тот, кто первый не вспомнит песни. Идея № 2 – Вспомни число. По очереди вспоминать названия литературных произведений, мультфильмов, пословицы, крылатые выражения, в которых есть числа. Например: - Три поросенка. - У семи нянек дитя без глаза. - Трое в лодке не считая собаки. - Семь раз отмерь - один раз отрежь. Идея № 3 – Скажи по другому. Нужно определить фразу, а потом ее же сказать другими словами. У детей получаются удивительные предложения. Расширяется словарный запас не только ребенка, но и родителей. : -) Пример. По дороге быстро проехала машина. По шоссе промчался автомобиль. По трассе пронеслось транспортное средство. По асфальту пробежала машина.

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Давайте почитаем! Летом постарайтесь посвятить свободноеРекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком.

Давайте почитаем! Летом постарайтесь посвятить свободное время чтению с ребенком. Можно прочитать ему такие сказки – Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» , ? ? Читайте ребенку стихи русских поэтов о природе Весёлое лето Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком. Кружат пчёлы, вьются птицы, А Маринка веселится. Увидала петуха: - Вот так чудо! Ха-ха-ха! Удивительный петух: Сверху – перья, снизу – пух! Увидала поросёнка, Улыбается девчонка: - Кто от курицы бежит, На всю улицу визжит, Вместо хвостика крючок, Вместо носа пятачок, Родник Пятачок дырявый, Случится, в солнечный денёк А крючок вертлявый? Ты в лес уйдёшь поглуше – А Барбос рыжий пёс, Присядь попробуй на пенёк, Не торопись. Послушай. Рассмешил её до слёз. …Шумит листва. Шуршит трава. Он бежит не за котом, Не умолкают птицы, А за собственным хвостом. Родник в траве журчит едва, Хитрый хвостик вьётся, Спеша на свет пробиться. В зубы не даётся. Как будто всё поёт вокруг Лето Пёс уныло ковыляет, Про солнце в поднебесье… Если в небе ходят грозы, Послушай, маленький мой друг, Потому что он устал. Если травы расцвели, Не та ил эта песня? Хвостик весело виляет: Если рано утром росы Я. Аким «Не достал!» Гнут былинки до земли, Лето, лето к нам пришло! Если в рощах над калиной Стало сухо и тепло. Вплоть до ночи гул пчелиный, По дорожке прямиком Если солнышком согрета Ходят ножки босиком. Вся вода в реке до дна – Значит, это уже лето! В. Берестов Познакомьте ребенка с пословицами и поговорками о летних явлениях природы. Роса и туман живут по утрам. Дождливое лето хуже осени. Значит, кончилась весна! Е. Трутнева

Учимся наблюдать за изменениями в природе Летом старайтесь как можно больше времени проводить сУчимся наблюдать за изменениями в природе.

Летом старайтесь как можно больше времени проводить с ребенком на улице. На прогулке обращайте внимание сына или дочери на то, что летом дни самые длинные, а ночи самые короткие; солнце поднимается высоко, ярко светит и греет; температура воздуха самая высокая в году. Продолжайте наблюдения за изменениями в природе. * Постарайтесь понаблюдать с ребенком за такими явлениями, как утренняя роса, гроза, радуга, туман. * Загадайте ребенку загадки о явлениях природы. Познакомьте с пословицами и поговорками о летних явлениях природы. *Понаблюдайте с ребенком за жизнью насекомых. * Обратите внимание на то, что пение птиц в парках и лесах уже не такое разноголосое, как весной. Многие птицы уже обзавелись потомством и заняты выкармливанием птенцов. * Во время прогулок объясните ребенку, что полевые и луговые цветы лучше не рвать. За долгую прогулку они завянут, и их придется выкинуть. * Возьмите с собой на прогулку альбом и карандаши и предложите ребенку нарисовать все увиденные интересные растения.

 «Давай поиграем!» Лето предоставляет самые широкие возможности для организации игр на улице с водой и песком. Во время отдыха у воды

летний «Давай поиграем!» Лето предоставляет самые широкие возможности для организации игр на улице спривлеките ребенка к сооружению замков, мостов; покажите, как можно лепить скульптуры из песка и воды. Приобретите набор формочек «Алфавит» , и ваш ребенок будет делать не просто куличик из песка, а потренируется в составлении и чтении слов. Просто напишите на песке половинки букв. Пусть ребенок узнает их и допишет, а потом составит из них слова. Не забудьте про запуск бумажных корабликов в ручей или реку! А игры с воздушным змеем, томагавком, летающей тарелкой! Они разовьют ловкость, меткость, общую моторику будущего первоклассника. * Ни с чем не сравнимо удовольствие от игр с мячом. Пусть ребенок не просто гоняет или подбрасывает мяч. С мячом можно поиграть в хорошо всем известную игру «Города» или в игру «Цепочка слов» , когда каждый последующий играющий вспоминает слово на звук, которым закончилось слово предыдущего играющего. * Обязательно приобретите детский бадминтон, скакалки. * Летом можно научиться кататься на 2 х колесном велосипеде Пусть летом ребенок как можно больше двигается, дышит свежим воздухом, набирается сил на следующий свой учебный год.

 

«Игры малышей с водой»

Вода — первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настрое ние, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей. Какие игры с водой можно организовать дома? На столах стоят емкости с водой и игровое оборудование, бумажные по

 «Игры малышей с водой» Вода — первый и любимый всеми детьми объект для

лотенца. Проиграть предложенные варианты. 1. Знакомство со свойствами воды: Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой. Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить воду и молоко. Воду можно наливать и переливать. Дети сами наливают воду. Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, гуашь, зеленку. . . ). 2. Переливание воды разными емкостями (ложкой, баночкой, кружкой). 3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, кастрюльку. . . ). 4. Веселая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов). 5. Тонет — не тонет (игры на экспериментирование). 6. Игры с мыльными пузырями. 7. Игры с заводными плавающими игрушками. 8. Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми игрушками в воде. 9. Игры с куклой: "Умоем куклу", "Помоем кукольную посуду".

                                      «Игры малышей с песком» Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые

   «Игры малышей с песком»

Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких пес чинок и т. д. Песок хорошее психопрофилактическое средство. Он спосо бен "заземлять" негативную психическую энергию и устанавли вать стабильное эмоциональное состояние. Какие игровые упражнения можно делать с малышами? • Вот какие наши ручки (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях песок сырой, теплый) • Вот так наши кулачки (нажимать на песок Кулачками и костяшками пальцев — сравнивать, на что похож отпечаток). • Пальчики гуляют ("пройтись" поочередно каждым пальчи ком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно) • Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино). • Ползают ладошки (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку — едет машина, ползет жук, крутится карусель. . . ). То же самое ребром ладошки. • Кто здесь пробегал (Оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы). С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильнокинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, развиваем воображение и речь. Играть в песочнице мы начинаем с того, что учим детей "лепить" куличики из формочек и ведерок, а затем украшаем их разными узорами. В дальнейшем можно организовывать тематические игры с песком.

свернуть