Описание модели внедрения развивающей предметно-пространственной среды

Описание модели внедрения развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Название проекта: «Внедрение модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования»
  2. Научное сопровождение проекта:Смолер Елена Ивановна, заведующий научно-исследовательского сектора УО «Белорусский педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент; тел.: раб. +375 (17) 226 40 15; моб. 8-044-743-37-55; e-mail: smoler.elena @yandex.

      3. Участники проекта:  Государственное учреждение образования «Ясли-сад агрогородка Индура»

      4. Временные рамки реализации проекта: 2020 – 2024.

Теоретическими основами построения развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования являются представления о среде как основной детерминанте психического развития ребёнка, сформулированные в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др. Согласно их взглядам, среда предоставляет ребёнку условия для творческого развития и возможность «вычерпывать» из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.

Проектирование предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования следует  также рассматривать с позиции «детоцентризма» (И.А. Виноградова, Е.В. Иванова), в контексте гибкого подхода, который первостепенное значение придаёт раскрытию индивидуального творческого потенциала и эффективной социализации ребёнка.

       Цель инновации – обеспечение условий разностороннего развития детей дошкольного возраста путем рационального проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования и ее индивидуализации потребностям каждого ребенка.

        В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

- проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по вопросам проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования и ее индивидуализации потребностям каждого ребенка;

- внедрить модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования, определить механизмы эффективного ее использования с учетом специфики учреждения образования;

- разработать механизмы поддержки педагогов, внедряющих модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования;

- повысить уровень компетентности и профессионализма педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования;

- создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для всех участников образовательных отношений;

- осуществить мониторинг хода и результатов внедрения модели, методическое обеспечение деятельности;

- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования и ее индивидуализации потребностям каждого ребенка в образовательной практике.

Описание модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования

Под развивающей предметно-пространственной средой учреждения дошкольного образования мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами и обеспечивающую включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

При построении развивающей предметно-пространственной среды важно учитывать две стороны: предметно-пространственную (вещественную, материализованную) и духовно-эмоциональную (диалоговую, личностную, оценочную).

Модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования относится к концептуально-инструментальной модели, которая описывает целостный процесс конструирования развивающей предметно-пространственной среды и содержит следующие блоки: нормативныйсодержательно-процессуальныйфункциональныйрезультативно-оценочный.

Нормативный блок представлен принципами проектирования развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования:

-принцип безопасности и экологичност;

-принцип программного соответствия;

-принцип интерактивности;,

-принцип эргономичности;

-принцип учёта возрастных особенностей детей;

-принцип доступности;

-принцип гибкости и вариативности;

-принцип условности;

-принцип разнообразия;

-принцип народности;

-принцип психологического комфорта;

-принцип учёта материальных и архитектурно-пространственных условий помещения и территории учреждения дошкольного образования;

-принцип знаковой опосредованности.

Содержательно-процессуальный блок представлен требованиями к структурным центрам группового помещения: учебно-дидактический, познавательно-исследовательский, центр драматизации, ателье-центр, библиотечно-релаксационный центр; методическими рекомендациями по проектированию развивающей предметно-пространственной среды руководителям учреждений дошкольного образования, педагогическим работникам; к отбору мебели, инвентаря, средств воспитания, обучения, развития детей для педагогических работников учреждений дошкольного образования.

Функциональный блок описывает функции.

Значимыми для развития личности воспитанника являются следующие функции развивающей предметно-пространственной среды:

Организационная функция. Среда организует регламентированную и нерегламентированную игровую и учебную деятельность детей.

Обучающая функция. Предметы среды должны способствовать продвижению от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития ребёнка.

Информационная функция. Каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта.

Функция сохранения психологического здоровья детей. Среда является фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребёнка.

Воспитывающая функция. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам, способность осуществлять нравственный выбор: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.

Коммуникативная функция. Среда способствует организации межличностного общения.

Диагностическая функция. Среда содержит атрибуты, отражающие динамику индивидуального развития каждого воспитанника и его достижений.

Результативно-оценочный блок описывает критерии результативности модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования.

Критериями качества предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования выступают:

•        соблюдение общих принципов проектирования развивающей предметно-пространственной среды;

  • эстетика оформления групповых помещений (эмоциональный комфорт, единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения, наличие авторских работ сотрудников, детей, родителей);
  • положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать учреждение дошкольного образования;
  • включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность и их способность выбирать занятия по интересам в центрах активности в силу доступности и удобства размещения материалов;
  • высокая продуктивность детской деятельности (множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня);
  • отсутствие частых конфликтов между детьми;
  • спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя дошкольного образования не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим;
  • наличие материального оснащения всех видов деятельности детей.

Диагностический инструментарий для оценки эффективности инновационной деятельности.

Для педагогов дошкольного учреждения:

-сформированность профессиональных компетенций,  мотивационной, когнитивной, технологической (деятельностной);

- оценка личностного саморазвития;

- сформированность социально-личностной компетенции воспитателей;

-оценка родителями качества деятельности педагога.

« Мотивационная готовность педагогов к восприятию инновации»;

«Анализ мотивации педагогов на инновационную деятельность »;

«Карта педагогической оценки и самооценки педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности»

- карта оценки знаний педагогов «Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника»

На диагностических этапах были проведены мероприятия с детьми и родителями.  

 Для диагностики детей были использованы следующие методики:

-  оценка социально-эмоционального развития воспитанников;

-  изучение межличностных взаимоотношений в группе;

- изучение игровых предпочтений детей в развивающей среде группы, выявляющих уровень востребованности игровых центров групповых помещений старшей и средней интегрированных групп.

    Методики для диагностики готовности родителей к взаимодействию в реализации задач инновационной деятельности в нашем исследовании включали:

-анкета «Что я знаю о развивающей предметно-пространственной среде»

-анкета по изучению мнения родителей «Игры и игровые предпочтения ваших детей»;

-оценка деятельности педагога с родителями ;

-анкета по изучению мнения родителей относительно созданной в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды.