Наша познавательная развивающая предметно-пространственная среда

Тема инновационного проекта, в котором участвует коллектив государственного учреждения образования "Ясли-сад агрогородка Индура" «Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования»

Совершенствование современной системы дошкольного образования в Республике Беларусь связывается с идеями понимания дошкольного детства как основосоздающего и важного периода жизни человека; гуманизации системы отношений «ребенок – окружающий мир»; ориентации образования на обеспечение условий личностного развития воспитанников, приобретение ими на этой ступени личностного опыта.

Современные концептуальные подходы к конструированию образовательного процесса в Республике Беларусь требуют переосмысления и обогащения существующих образовательных ресурсов. В учреждении дошкольного образования в качестве такого образовательного ресурса выступает среда, которая рассматривается с точки зрения её образовательного, воспитательного и развивающего влияния на личность и деятельность ребёнка.

Предметно-пространственную среду учреждения дошкольного образования мы рассматривали в качестве компонента образовательной среды и необходимого ресурса реализации учебной программы дошкольного образования.

Актуальность проектирования и использования в практике разных моделей развивающей предметно—пространственной среды продиктована потребностью:

в использовании ее базовых компонентов в роли движущей силы становления и развития личности ребенка дошкольного возраста, а также присущих ему видов деятельности;

в согласовании результативности проектирования развивающей предметно-пространственной среды как условия действия личностно-ориентированной модели дошкольного образования,

в реализации социальных ожиданий относительно образования, ориентированных на философию успешности личности, и социального заказа, сделавшего востребованным творческий тип личности.

            Следует также отметить, что в условиях тенденции реформирования дошкольного образования в сторону реализации гибкого подхода к проектированию предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, мы посчитали , что целесообразно дополнить её многофункциональными атрибутами, а также некоторыми элементами других моделей (открытой, проектной), способствующих развитию самостоятельной игровой и проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Содержание созданной инновационной развивающей предметно-пространственной среды, ставит ребёнка перед вызовом познать окружающее его пространство, расширить свои интересы и мотивировать  на постановку и достижение цели любой детской деятельности.

Реализация инновационного проекта «Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования» позволило коллективу соблюсти общие принципы проектирования развивающей предметно-пространственной среды: динамичность(гибкость), многофункциональность (трансформируемость объектов), эстетичность оформления, зонирование помещений, обеспечение здоровьесберегающих принципов построения.

Специальным образом организованная среда способствовала активизации самостоятельной познавательной и игровой деятельности, самообучению, стимулировала становление ребенка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивала самоутверждение, свободу выбора и направление действий, т.е. предметно-пространственная среда несла свою основную функцию- развивающую.

Созданные условия способствовали обеспечению у детей стойкого желания посещать учреждение дошкольного образования, отсутствию частых конфликтов между детьми, включению в активную самостоятельную деятельность, выбору занятия по интересам в центрах активности в силу доступности и удобства размещения материалов.

  Новые модели развивающей предметно-пространственной среды создали в группах спокойную, продуктивную обстановку, в которой голос воспитателя дошкольного образования не доминирует над голосами детей, но, в то же время, хорошо различим. Воспитатели дошкольного образования, специалисты дошкольного учреждения знают требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды, умеют её проектировать с учётом возрастных особенностей воспитанников группы, обладают практическими умениями, эстетическими способностями и навыками по изготовлению игровых, дидактических материалов и пособий. Умеют организовать просветительскую и практическую работу с родительской общественностью по обеспечению качественных условий для роста и развития детей дошкольного возраста.

 Предложенные материалы будут полезны руководителям дошкольных учреждений, воспитателям дошкольного образования и специалистам, а также широкой педагогической общественности, заинтересованной тематикой данного инновационного опыта.