Консультации для педагогов

Консультации для педагогов

В повышение уровня осведомлённости педагогов в моделировании развивающей предметно-пространственной среды важную роль играют разнообразные формы методической работы с педагогами по реализации программы и календарных планов инновационого проекта. Одной из эффективных форм работы с педагогичесими кадрами являются консультации, как индивидуальные , так и групповые. В консультациях в максимально краткой, конкретной форме предоставлена информация по различным вопросам моделирования РППС.
развернуть

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в  в старшей группе в рамках инновационного проекта

  1. Вводная часть

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский 
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей у школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Актуальность моделирования среды в современных условиях 

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 
Вопрос моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 
В соответствии с требованиями программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. 
Моделируя развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
2. Цель и задачи  проектной деятельности 

Цель проекта: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованию к «Перечню…...»
Задачи:
• Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы  с учетом требований  ДО; 
• смоделировать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
• создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
• содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
• приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
3. Ожидаемые результаты

Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников; смоделирована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям , которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов; развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом гендерных особенностей воспитанников; родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДУ.
II. Основная часть

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка. 
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. Содержательно-насыщенной
2. Полифункциональной
3. Трансформируемой
4. Вариативной
5. Доступной
6. Безопасной 
Насыщенность среды предполагает:
1. Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
2. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

При моделировании предметно-пространственной развивающей среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни.
3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований , где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.
При моделировании предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. Принцип стабильности, динамичности;
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. Принцип открытости – закрытости;
8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
 

Центры активности(уголки, зоны) организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: Художественно — эстетическое развитие.

 Центр «Умелые ручки» В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
В Центре «Умелые ручки» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу.

Направление: Речевое развитие.

Центр «Книжный уголок» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Рядом расположен Музыкально — театрализованный центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности
В Центре «Грамота» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Центр математики (игротека) «Любознайки» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. 
В нравственно-патриотическом центре «Юные патриоты» помещена государственная символика родного города, Гродненской области и района и Республики Беларусь. В нем находятся пособия, отражающие достижения нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с природой РБ, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Индуры. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой агрогородок Индура», «Моя семья» и др.
Конструктивный центр «Самоделки», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы..

Направление: Социально-коммуникативное развитие.


Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.


Направление: Познавательное развитие.


Центры смоделированы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях и взаимодействии всех объектов.
Центр «Юный эколог» или «Уголок природы» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Здесь можно разместить оформленные макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.
Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Волшебная лаборатория» опытно-экспериментальной деятельности представлен коллекциями ( камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Конструктивный центр «Самоделки», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Здесь дети могут построить замок, гараж, башню, целую улицу или дорогу. Конструкторы позволяют дать волю детской фантазии, воплотить самые смелые мечты. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания, машинками для перевозки стройматериалов и другими пособиями.
Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Направление: Физическое развитие.

Центр «Спорт и здоровье». Или «Спортивный уголок» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок релаксации». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок релаксации. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
III. Заключение
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов взаимодействие с нашими родителями.

 

                                          Консультация

                 «Развивающая предметно-пространственная среда

                                 в дошкольном учреждении»

 

Зам. заведующего по основной деятельности Солома А.С.

Консультация для педагогов

Требования, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде

в учреждении дошкольного образования.

 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию

образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования

и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья,

 учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей

 разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей,

а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда  (дошкольной группы, участка) должна

обеспечивать:

-реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном

 процессе;

-в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется

образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно

насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и

содержанию учебной программы д/о.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения

(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными,

игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со

спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования

и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий

 воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе

с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие

в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным

 окружением;

- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,

в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,

например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

-наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом

 употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4. Вариативность среды предполагает:

-наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.),

а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,

стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность

детей.

5. Доступность среды предполагает:

-все игрушки , пособия, находятся в свободном доступе, размещены в

-доступность для воспитанников, в том числе детей с особенностями в развитии и

детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

-свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОР и детей-инвалидов, посещающих

группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды

детской активности.

 

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её

 элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Соответствие игрушек , мебели и других пособий требованиям САНПиН, эстетичности,

возрастным характеристикам.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада

 

Вопрос организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на

сегодняшний день в связи с участием в инновационном проекте особо актуально.

В соответствии с учебной программой работа должна строиться с учетом принципа

интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями

и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач

предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и

в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности

для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес

 к обновлению предметно-развивающей среды учреждения.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов

 деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного

и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать

среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что

благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

 Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует

 максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова,

Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка

пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и

интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно

одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и

познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей

группы.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,

стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она

должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

  1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить

удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной

деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать

закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические

 и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели

эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать

 ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных

особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к

корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять

и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

  Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы

  дошкольного учреждения, необходимо учитывать психологические основы конструктивного

 взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику

 современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной

 в группы, на которую нацелена данная среда.

 

Рекомендация

«Моделирование предметно – развивающей среды

в группе дошкольного учреждения»

1. ШАГ. Сформулировать цель и задачи работы на основе анализа учебной программы дошкольного образования;

2. ШАГ. Провести оценку предметно – развивающей среды группового помещения, определив дефицитные области;

3. ШАГ. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы;

4. ШАГ. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей;

5. ШАГ. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе. Предусмотреть способы выделения игровых зон;

6. ШАГ. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану- схеме, наполнить игровыми материалами;

7. ШАГ. Продумать последовательность внесений изменений предметно – пространственной среды в течение года, с учетом учебной программы дошкольного образования, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды помогает детям удовлетворить свои интересы, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В дошкольном учреждении содержательность развивающей предметно-пространственной среды, ее наполняемость отличаются индивидуальностью и творческим подходом каждого педагога при её создании.

 

 

Консультация

«Воспитателям о развивающей среде»

 

         Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

     Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для групп раннего возраста, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст — первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему, закладываются предпосылки творчества

      Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый период его раннего детства. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость социальных условий жизни для маленького ребенка, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, — рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

     Значение окружающей среды для дошкольника трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы  (ничего подобного не будет ни в один последующий период жизни!). Поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребёнок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. В связи с постоянно меняющимися условиями окружающей действительности вопрос организации развивающей среды в помещении группы стоит особенно актуально.

     . Как грамотно разделить и обустроить групповое пространство, в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования и «Перечнем,,,». Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

    В обеспечении вариативности развивающей предметно-пространственной среды важную роль играет воспитатель. При создании среды он должен учитывать много аспектов: пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.); все предметы должны быть доступны детям. Следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав — количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности — подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье. Элементы каждой зоны (игры, игрушки) должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.

    Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей. Динамичность среды должна побуждать детей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

     Не стоит перенасыщать пространство, наоборот мобильные, мягкие и легкие модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений. Воспитателю важно продумать разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога. Это могут быть коврики, подушки, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации. Воспитатель должен учитывать возросшие двигательные возможности детей, которые требуют пространства, поэтому предметно-пространственная среда предполагает просторное передвижение.

      Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

        Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, одухотворяется она именно взрослыми. Детям интересен взрослый во взаимодействии с окружающим миром.

Ребёнок познает не только предметы, окружающие его, но и отношение человека к ним. В дошкольный период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.

      В помещении группы  можно создать следующие зоны предметно-развивающей среды: − Физического развития; − Сюжетных игр; − Строительных игр; − Игр с транспортом; − Игр с природным материалом (уголок природы, младшие группы-песком и водой); − Творчества; − Музыкальных занятий; − Чтения и рассматривания иллюстраций; Театральных игр, − Релаксации (уголок отдыха и уединения). Роль взрослого заключается не только в обеспечении условий развивающей детской среды но, она должна  быть организована соответственно задачам воспитания каждой возрастной категории воспитанников. Находясь в созданных средовых условиях у ребёнка появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.

       Сказанное позволяет еще раз подтвердить, главная роль в создании развивающей предметно-пространственной среды принадлежит педагогу. Воспитатели дошкольного воспитания, специалисты должны профессионально грамотно подходить к организации предметно-пространственной среды, с учётом возрастных особенностей, творческим подходом, современными тенденциями в дошкольном образовании .

 

«Развивающая предметно-пространственная среда

как средство речевого развития дошкольников»

 

 

Актуальность

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.  Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

 

Требования к РППС в соответствии ПЕРЕЧНЕМ…

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды группы.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной: должна соответствовать возрастным возможностям детей и учебной программы д/о.
  • Трансформируемой: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей
  • Полифункциональной:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в группе предметов не обладающих жестко закрепленным способом употребления
  • наличие в группе различных пространств для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих различные виды активности детей
  • Доступной:
  • свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.
  • Безопасной: предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

 

Содержание работы в соответствии с

Согласно  речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  • обогащение активного словаря
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • развитие речевого творчества
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Речевая развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это не только предметное окружение, а также  и пример речи взрослого.  Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы

Главными составляющими речевой развивающей среды являются:

  • специальное оборудование, пособия для каждой группы
  • методы и приемы которыми мы руководствуемся при развитии разных сторон речи дошкольников
  • речь педагога

 

Опираясь на все выше сказанное в основу речевой среды входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие разных сторон речи дошкольников.

 

Знакомство с художественной литературой

Книжный центр включает в себя различные литературные произведения: это белорусские, русские народные и зарубежные сказки, произведения советских и зарубежных писателей, стихи разных авторов. В книжном уголке организуются выставки книг одного автора.

Собрана коллекция  детских журналов.

В связи с тем, что в наших группах существует проблема - это недостаточное количество литературных произведений и иллюстраций к ним, нами была создана  картотека произведений, которые имеются в каждой из групп и воспитатели. Специалисты могут обмениваться. Использовать в образовательной деятельности:

  • Народный фольклор: песенки, потешки, сказки
  • Книги с рассказами различных писателей
  • Сказки А.Пушкина, Ш.Перро. белорусские народные сказки и др.

 

Фотографии писателей.

При ознакомлении детей с художественной литературой мы знакомим детей с авторами произведений, поэтому нами собрана папка с портретами различных писателей.

 

При знакомстве детей с художественной литературой мы всегда рассматриваем иллюстрации, а ребята в самостоятельной деятельности с большим удовольствием рисуют рисунки к знакомым произведениям. В результате чего у нас накопилась коллекция рисунков, которые мы размещаем в специальных папках.

 

Развитие словаря

Обогащение активного словаря в работе с детьми от 4 до 5 лет направлено на освоение и использование в речи:

  • названий предметов и материалов, из которых они изготовлены
  • названия живых существ и сред их обитания, трудовых процессов
  • слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества
  • слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки, например, живые организмы растут и размножаются, посуда это то что необходимо людям для еды, приготовления пищи) и т.д.
  • слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Для реализации данного направления в группе имеется наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами и настольно-печатные игры

 

Грамматический строй речи

С целью развития грамматического строя речи есть серия наглядно-демонстрационного материала «Грамматика в картинках»:

  • Словообразование
  • Ударение
  • Множественное число
  • Многозначные слова
  • Говори правильно
  • Антонимы глаголы, прилагательные
  • Один-много

 

Развитие связной, диалогической и монологической речи

Освоение данного раздела строится на освоение умений детьми:

  • Составлять описательные рассказы о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта. Пересказы. Описание картин, игрушек. Составление рассказов по серии картин. Сочинение окончания рассказа. Работа с загадками, пословицами, поговорками, стихами.
  • Отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут?).

 

  • Дети данного возраста должны по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке: совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

В этом нам помогают серии картин и мнемотаблицы для составления описательных рассказов, настольно-печатные и дидактические игры такие игры как «Профессии», «Расскажи про детский сад» и др.

 

Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха

Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие умений:

  • правильного произношения гласных и согласных звуков
  • слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.

Поэтому для реализации данного направления мы используем предметные и сюжетные картинки на определение заданного звука в слове, весь комплекс наглядного и раздаточного материала к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте»

Нами составлена картотека артикуляционной гимнастики, которая включает комплекс упражнений, помогающих подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков и картотека сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Насыщенная, разнообразная среда для речевого развития создана у специалистов- педагога-психолога, учителя-дефектолога.

 

Развитие фонематического слуха.

Для развития фонематического слуха были изготовлены шумовые кирпичики и звуковые коробочки с помощью которых ребенок учится составлять пары одинаковых шумов.

Имеются аудио записи, которые способствуют развитию слуховой памяти, умению различать и дифференцировать шумы.

 

Развитие речевого дыхания.

Наряду с развитием звуковой культуры речи, фонематического слуха и артикуляционной моторики ведется работа, направленная на развитие правильного речевого дыхания. В этом нам помогают такие пособия как «Горячий чай», ветерки, султанчики.

 

Здоровье сберегающие технологии.

Каждому педагогу необходимо знать азы необходимых методик и практик, которые нужно использовать в образовательной деятельности. 

В своей работе мы используем различные методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать: разговоры, рассказы, чтение; как средства общения: поручения, образец общения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности.

Также в работе с детьми применяем здоровьесберегающие технологии:

  • Логоритмическая гимнастика, которая направлена на развитие внимания, слухового восприятия, развитие пространственной ориентировки, способствует развитию фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
  • Гимнастика для глаз, способствующая профилактике нарушения зрения дошкольников оформлена в разном виде во всех группах.

 

Развитие мелкой моторики рук.

Игра- один из лучших способов развития речи у дошкольников и наши детки с удовольствием играют в пальчиковые игры: «Две сороконожки», «Озорные пальчики» и др.,

Пальчиковая гимнастика - способствует активизации речи детей с учетом возвратных и индивидуальных особенностей и направлена на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей.

Также наши дети играют в игры, которые тоже способствуют развитию мелкой моторики.(пазлы, шнуровки, трафареты, мячики)

 

Центр театральной деятельности

Речевое развитие очень тесно связано с театрализованной деятельностью, поэтому в группе имеются различные виды театров:

  • Магнитный
  • Резиновый
  • Пальчиковый
  • Би-ба-бо
  • На ложках, на стаканчиках и многие, многие другие виды театров

Так же в этот раздел у нас входят настольно-дидактические игры.(Сказка за сказкой, Играем в театр.)

 

Уголок ряженья

Наши дети с большим удовольствием меняют свои образы. Уголок ряженья любимое место для игр не только девочек, но и мальчиков. Этот уголок один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка, и способствует не только речевому развитию, но и формированию коммуникативных навыков, развитию подражательности и творческих способностей детей, особенно в младших группах.

 

Речь педагога

Необходимо помнить, что речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого, его собственная речь , т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

 

Речь педагога – отражение внутреннего мира и важная часть профессиональной культуры.

Поэтому каждый педагог должен повышать свое самообразование ,культуру своей речи через участие во всем комплексе методической работы в дошкольном учреждении, методобъединениях, семинарах, вебинарах , участие в различных конкурсах .

 

Вывод

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду должна, создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей и вызывать желание участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом.

  • Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности
  • Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей
  • Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

 

 

Создание предметно-развивающей среды для решения задач разностороннего развития.

 

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:

- реализуемой в детском саду образовательной программы;

- требований нормативных документов;

- материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

- общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, можно выделить ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60-80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено - красиво оформлено - расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60-90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры и ряд других упущений требуют от педагогов по-новому взглянуть на проектирование пространства группы, а особенно среды для двигательного развития дошкольников.

Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у современных дошкольников и снискавшего одобрение у педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.

Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.

Младший дошкольный возраст.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Старший и средний дошкольный возраст.

Пятый, шестой год жизни являются периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Первый шаг в проектировании среды - определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.

Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов.

В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения.

Условно можно выделить следующие линии:

времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);

освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);

стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

Таким образом, в детском саду окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности. Создаётся предметно-развивающая среда с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем так, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. При подборе дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитываем особенности разноуровневого развития детей и помогаем осуществлять необходимую коррекцию для позитивного ощущения ребёнка в созданных условиях.

 

 

 

 

 

 


 

свернуть