Семинары

Семинар-практикум Тема«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ»

Цель: Обобщить опыт работы педагогического коллектива по организации предметно-пространственной среды в рамках реализации инновационного проекта « Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования.
развернуть

Семинар-практикум

Тема«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ»


Цель: Обобщить опыт работы педагогического коллектива по организации предметно-пространственной среды  в рамках реализации инновационного проекта « Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования.
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ созданной предметно-развивающей среды.
2. Изучить опыт работы педагогов старшей и средней групп по организации РППС.
3. Развить творческий потенциал педагогов.
Повестка дня семинара:
1. Особенности построения  инновационной РППС в дошкольном учреждении.

                                                   ( информация зам зав. по о/д Солома А.С.)
2. Центры «Безопасности и ПДД» как модель инновационной среды средней группы.

                                                   ( стендовый доклад воспитателя д/о Мосько И.М.)
3. Центр «Патриотического воспитания» как элемент предметно пространственной среды  для старших дошкольников.

                                                  (презентация воспитатель д/о Якимец С.М.)
4. Тематические развивающие «Времена года» , многофункциональные развивающие ширмы в моделировании инновационной РППС .

     ( презентация учитель-дефектолог Фунт Е.А.. воспитатель д/о Качан Е.Л., Салей Ю.В.)

Рефлексия

"Превращаем проблему в цель"

свернуть

Семинар- практикум «РППС - как условие формирования разносторонне развитой личности ребёнка»

Цель: выявить и обобщить знания воспитателей по данной теме
развернуть

Семинар- практикум

«РППС - как условие формирования разносторонне развитой личности ребёнка»

Цель: выявить и обобщить знания воспитателей по данной теме

Участники: педагоги и специалисты дошкольного учреждения.

Оборудование: ноутбук, фишки , листы бумаги, маркеры, мольберт,

                           пособия для игры «Ромашка»

Ход семинара:

1. Обозначение актуальности  создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для разностороннего  развития детей дошкольного возраста.

 (сообщение зам. зав. по о/д Солома А.С.)

2. Оценка и обобщение знаний педагогов учреждения по теме

2.1. Игровое задание « Требования к построению РППС»

2.2. Игровое задание» «Принципы построения РППС

2.3. Игровое задание « Внесите слово по смыслу»

2.4. Игровое задание «Задай вопрос командам»

3. Практическая часть

Разработка показателей оценки качества созданной РППС

4.Подведение итогов

 Рефлексия:

Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо будет дополнить предложение, высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

-Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; 

свернуть

Семинар «Моделирование РППС»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного учреждения в освоении и реализации требований учебной программы к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольных учреждениях.
развернуть

Семинар «Моделирование РППС»

Материалы к семинару по развивающей среде

Форма проведения: Деловая игра «Мозговой штурм»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного учреждения в освоении и реализации требований учебной программы к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольных учреждениях.

Задачи:

• Расширять представления педагогов дошкольного образования о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями учебной программы, программы реализации инновационного проекта.

• Развивать творческую активность, аналитические способности педагогов в решении целей и задач инновационного проекта.

Участники: педагоги и специалисты дошкольного учреждения.

Оборудование: компьютер, презентация с игровыми заданиями, фишки , листы бумаги для моделирования РППС в группах, маркеры, набор предметов.

Правила игры

Ведущий объясняет правила игры.

( в процессе игры. которая включает в себя выполнение определённых игровых заданий, все участники делятся на 2 команды и выполняют по ходу игры определённые задания. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов)

1 задание «Разминка».

Закончить утверждение, дав быстрый и правильный ответ:

  • «В соответствии с учебной программой дошкольного образования предметная среда в детском саду называется…»

(ответ: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

  • «Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в дошкольном учреждении  в рамках реализации программы инновационного проекта должна соответствовать…»

• результатам освоения Программы

• структуре Программы

• условиям её реализации

(ответ: структуре программы и условиям её реализации)

  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность ******* и совместной деятельности детей и взрослых,************активности детей, а также возможности для уединения.

(ответ : Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.)

2 задание «Запутанное слово» расставить буквы правильно

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1 – НАСЫЩЕННОСТЬ

2 – ДОСТУПНОСТЬ

3 – ВАРИАТИВНОСТЬ

4 – ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

5 – БЕЗОПАСНОСТЬ

6 – ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

3 задание «Вопрос –ответ»

  • От чего, зависит наполняемость  развивающей предметно-пространственной среды в группе?

(ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта педагога группы, типа образовательного учреждения)

 

  • Почему, среда называется развивающей?

(ответ: Среда должна создавать условия для творческого и познавательного развития каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка)

 

  • О каком центре развития идет речь в определении: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?

 (ответ:«Центр физического развития», или «Уголок физвоспитания»)

  • О каком центре развития идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально и коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности?

 (ответ:«Центр ИЗО»);

  • Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?

    (ответ: игровая деятельность Центр сюжетно-ролевой игры.);

  • Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?

 (ответ: предмет-заместитель)

4 задание практическое «Игровые зоны» Смоделировать компонент развивающей предметно-развивающей среды центра, уголка по желанию

(оценка-умение коротко презентовать, соответствие подобранных предметов содержанию центра, его насыщенность)

 Выполнение задания: Командам раздаются карточки со схемами : центр физического развития, центр искусства и творчества, центр сюжетно-ролевой игры, центр экологии и экспериментирования. Игрокам необходимо заполнить сектора атрибутами, соответствующими данному центру ( картинки с липучками ).

5 задание «Выбрать правильный ответ»

Выбрать 4 правильных ответа

Основными требованиями к организации предметно-пространственной среды дошкольного учреждения являются:

гигиенические

этические

эстетические

психологические

ограничение возможности самостоятельно моделировать среду

отсутствие пространственной и визуальной изоляции

соответствие возрастным особенностям детей группы

Выбрать 2 правильных ответа

Разработчики концепции построения развивающей предметной среды в дошкольном учреждении (В.А. Петровский, С.Л. Новоселова) опираются на подходы:

личностно-ориентированный;

средовой;

деятельностно-возрастной;

комплексный;

индивидуально-дифференцированный.


Выбрать 2 правильных ответа:

Динамика изменения, моделирования содержания развивающей предметной среды зависит от:

развития каждого вида деятельности в онтогенезе;

личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми возможности изменения среды;

полифункциональности;

соответствия возрастным и психофизиологическим особенностям детей.

Подведение итогов семинара

    1. Определение результативности проведённой работы  «Чемодан»
    2. Рекомендации воспитателям по созданию РППС.

 

Рекомендации для педагогов

по организации развивающей предметно-пространственной среды

в дошкольном учреждении

 

Так как инновационый проект еще не завершен, окончательные выводы, итоги работы еще не подведены, однако мы с уверенностью можем сказать о следующем:

  • У детей в дошкольном возрасте произвольность (по Выготскому – способность к овладению своей внешней и внутренней деятельностью) еще недостаточно развита, им тяжело находиться в статическом положении, нужна свобода движения. Пусть они свободно перемещаются, куда хотят. Ограничивать ребенка в движении – значит идти против природы.
  • Мы предлагаем по возможности задействовать спальни в группах, ведь спальни – это площади, которые простаивают целый день, а могут стать дополнительным пространством для игры. Если мы говорим об оптимизации двигательной активности  детей, они должны иметь возможность играть во всех основных помещениях детского сада, включая коридоры, холлы, рекреации, — не нужно «скучивать» их на одном ковре.
  • Основные направления оптимизации двигательного режима, необходимо учитывать при переоснащении детских садов: поставлять компактную, складывающуюся, трансформируемую мебель, чтобы пространство можно было освобождать и мобильно проектировать.
  • Немаловажно, в какой степени разрешено детям пользоваться разными предметами, есть ли к ним доступ, находится ли достаточно пространства для этого. В младшем возрасте также необходимо, чтобы дети имели доступ к материалам для творчества: рисования, лепки, аппликации. И для этого нужно специальное место, потому что если ребенок рисует там же, где и ест, могут смешиваться виды деятельности, и иногда это может стать причиной не столько конфликтов, сколько некоторого сдерживания ребенка: «на столе едят, поэтому на нем не рисуют» — в сознании ребенка есть неопределенность, когда он сможет рисовать.
  • Для каждого возраста существует свой набор материалов, игрушек, развивающих элементов, необходимых для данного пространства: набор для реализации игровой деятельности, набор для творчества или для создания и воплощения замыслов. Но также важно, чтобы у ребят в этом возрасте были предметы, которые могут восполнять недостающие элементы или предметы, чтобы ребенок мог при помощи, допустим, бумаги, пластилина, предметов домашнего обихода, заменить то, что ему сейчас нужно, чего у него в данный момент нет. Такие предметы мы называем предметы-заместители либо «открытые» предметы.
  • В детском саду воспитателем должны быть обозначены зоны или центры для определенных видов деятельности (игровая, зона творчества, зона общения, зона экспериментирования). Для детей раннего возраста, от 3 лет, эти зоны/центры лучше обозначать, это дает ему стабильность. Ребенок понимает, что в одном месте мы играем, в другом проводим совместные занятия или коммуникативные игры и так далее. Такой порядок и стабильность способствуют и эмоциональному спокойствию, ясности. Когда такая схема организации пространства сложится, а складывается она уже к четырем-пяти годам, для старших дошкольников мы предлагаем более гибкое зонирование, то есть игровая зона/центр может, например, расширяться за счет творческой или зоны экспериментирования, а может их включать. И, в целом, ребенок уже умеет обращаться с возможными трансформациями.
  • Ведущую роль все же мы отводим игровой деятельности, поэтому большое пространство на территории детского сада должно быть отведено именно под эту деятельность – как внутри помещения, так и снаружи. Если говорить о современном состоянии дел, то можно с уверенностью утверждать, что наблюдается острый дефицит зон экспериментирования – для контакта с водой, песком, деревом, металлом, для преобразования, конструирования, изучения простейших законов физики, существования окружающего мира. Для этого, к сожалению, мало места – и по структуре занятия, и по материальной поддержке – мало материалов и приборов, которые приспособлены для этого. Поэтому хотелось бы учитывать это при дальнейшем проектировании таких зон и центров.
  • Пространство не может заменить педагогов в  дошкольном возрасте, потому что ведущую роль в этот период развития играет взрослый, который знакомит ребенка и с окружающим миром, и с миром отношений, и с миром предметов. Но постепенно какие-то функции, конечно, может брать на себя и среда. Это не означает, что среда может заменить педагога. Одно дело, когда мы просим детей организоваться в кружок, а другое дело, когда у меня уже есть беседка круглой формы. Понятно, что они сядут в кружок, а не в треугольник или квадратик. Среда может брать на себя функции организации – допустим, регуляции количества детей в какой-то игровой зоне. Мы можем поставить педагога, который будет говорить: «Сюда не больше четырех» — это немножко напрягает ситуацию эмоционально и перегружает педагога. Соответственно, мы можем сделать какие-то маркеры, где ребенок может оставить свою вещь, например, тапочки, и по количеству ячеек дети сами уже контролируют свое количество и уже знают, что если ячейки заполнены, то никто больше не может зайти в эту игровую зону. Очень важно, чтобы для каждого возраста ребенок смог раскрыть идею, которую заложил взрослый. Потому что взрослые – педагоги, дизайнеры, архитекторы, психологи – закладывают какую-то идею, и важно, чтобы она читалась детьми 3-х или 6-ти лет.
  • По общим наблюдениям, одно из первых условий, привлекающих детей к игровой зоне, — это атмосфера. Среда создает атмосферу – приглашающую, уютную или отталкивающую, непривлекательную. Формируют её предметы, которые находятся в пространстве вокруг детей, степень её удаленности друг от друга, их цвет, форма, размер. Заброшенные, темные, угловатые пространства для детей младшего дошкольного возраста менее привлекательны, чем мягкие пастельные тона, плавные линии, фигуры и объекты, которые приглашают к контакту, в которых есть некоторая загадка. Например, одна новая современная площадка для деревенского детского сада, но не новая уже для городского, — на ней не просто игровой кораблик, куда можно залезть, стать за штурвалом, организовать игру, а падающий, тонущий корабль. Сама его форма, организация в пространстве вызывает у ребенка вопрос: «Что там происходит?» И эта узнаваемая форма в новых обстоятельствах  — своего рода крючочек, манок, и ребенок идет туда, чтобы узнать, что там, как это устроено, такие среды для ребенка интересны, и, чем более открыт объект для разных видов деятельности, тем больше срок его жизни. В этом смысле уникально сочетание воды и песка, которые предлагают бесконечное количество сюжетов и задумок.

Фантазия хорошо играющего ребенка бесконечна – он может придумать много чего, если у него еще есть некоторые дополнительные материалы, хорошая компания. Но если ставить, например, на площадку объекты, с которыми можно совершать одно-два действия, по нашему мнению, будут меньше привлекательны, чем те, с которыми можно совершить 74 действия – на которые можно залезть, с них можно посмотреть, в них можно укрыться, их можно раскрасить, подвигать.

Второй момент – присутствие на площадке объектов для детей разных возрастов. Например, малыш подходит и пользуется качалкой, но рядом с ним более старший ребенок куда-то залезает или совершает какие-то интересные действия, и в следующий раз малыш захочет попробовать так же. Поэтому когда есть объекты, интересные для детей разных возрастов, это увеличивает привлекательность среды и делает ее более интересной.

Когда мы начинаем продумывать пространство, самый первый вопрос, который мы задаем, что будут делать там дети и взрослые – какие типы деятельности могут быть там реализованы, сколько их будет, для каких возрастов. Второй момент – данной территорией будут пользоваться определенная группа детей, допустим, из детского сада на протяжении определенного времени. Поэтому немаловажно узнавать у детей, что они хотели бы видеть вокруг себя. Иногда у детей рождаются очень оригинальные идеи, которые можно без помощи серьезных вложений реализовать. Это называется партиципация — включение участников деятельности в процесс проектирования. Это не только хороший диалог между взрослым и ребенком, но и возможность для развития ребенка, а также это — присваивание этого пространства, сознание, что он тоже здесь что-то делает. А это очень важно для ребенка.

 

 

свернуть