Здоровый образ жизни

ГУ «Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии»

Опасный и коварный менингококк!

Менингококковая инфекция, в быту известна как менингит, занимает особое место в инфекционной патологии, продолжая оставаться актуальной для 150 стран мира, в том числе и для Республики Беларусь, что связано с тяжестью заболевания и регистрацией летальных случаев от данной инфекции.

Самые высокие показатели заболеваемости отмечаются в так называемом «менингитном поясе» Земли – на территории Африки к югу от Сахары, начиная от Сенегала на западе, до Эфиопии на востоке.

Ежегодно в Республике Беларусь менингококковой инфекцией заболевает около 70 граждан нашей страны. Несмотря на современные способы и средства лечения, эта коварная инфекция редко, но уносит жизни, главным образом, детей.

В мае текущего года в Гродненской области существенно ухудшилась эпидемиологическая ситуация по заболеваемости менингококковой инфекцией: зарегистрировано 3 случая генерализованой формы менингококковой инфекцией, в т.ч. 1 случай в г. Гродно, 3 случая носительства грамотрицательного диплококка  рода Neisseria и 1 случай менингококкового назофарингита. К сожалению, заболевание у ребенка до 1 года закончилось летальным исходом.

Группа риска – дети, особенно в возрасте до 2 лет. На детское население приходится около 60 % всех случаев заболевания.

Источник инфекциичеловек, инфицированный менингококком. Наибольшую опасность представляют люди, не имеющие клинических проявлений болезни – бактерионосители, а также больные назофарингитом.

Путь передачивоздушно-капельный (при кашле, чихании, разговоре).

Инкубационный период составляет от 2 до 10 дней.

Первые признаки болезни ничем не отличаются от обычной простуды: насморк, кашель. Затем появляются три главных симптома: высокая температура тела до 38-40 градусов, внезапные приступы рвоты не приносящие облегчения и сильная головная боль. Появляется и характерная для таких больных поза: они лежат, запрокинув голову назад, ноги поджаты к животу. При попытке наклонить голову к груди отмечается сопротивление, напряжение мышц шеи и затылка. У грудных детей заболевание может проявляется в виде постоянного монотонного плача, выбуханием родничков на голове, скованностью в теле, особенно в области шеи, зачастую ребенок отказывается от еды.

 

Грозный симптом, на который обязательно необходимо обращать внимание – появление сыпи звездчатой формы, с неровными краями, слегка выступающей над поверхностью кожи, багрового цвета. Она может быть различных размеров – от едва заметных пятен, до крупных кровоизлияний в кожу. Локализация – туловище, конечности, ягодицы. В данном случае необходима СРОЧНАЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ больного в реанимационное отделение инфекционного стационара. Своевременная диагностика и неотложная помощь решают судьбу больного

Варианты проявления инфекции:

  1. Бактерионосительство самая распространеннная форма инфекции. Клинические проявления заболевания отсутствуют, однако возбудитель размножается на слизистых носоглотки и выделяется с носоглоточной слизью во внешнюю среду.
  2. Острый назофарингит развивается при снижении активности иммунитета. Характеризуется невысоким подъёмом температуры тела в течение 3-5 дней, необильными выделениями из носа, заложенностью носа, охриплостью голоса, покраснением, отечностью задней стенки глотки.
  3. Генерализованная форма– характерно острое и бурное начало на фоне полного здоровья. Когда организм ослаблен, менингококк прорывает защиту слизистых оболочек носоглотки и попадет в кровь, распространяется с её током, повреждая различные органы (кожу, мозговые оболочки, суставы, сетчатую оболочку глаза, надпочечники, легкие, миокард и другие органы). Так развиваются менингит, менингококцемия, менингоэнцефалит.

Меры профилактики!

  • своевременное лечение хронических заболеваний верхних дыхательных путей;
    • частые прогулки на открытом воздухе;
    • соблюдение правил личной гигиены;
    • избегание (по возможности) посещения мест массового скопления людей, поездок в общественном транспорте (особенно с маленькими детьми);
    • проведение регулярной влажной уборки и систематического проветривания помещений;
    • полноценное и сбалансированное питание, закаливание организма;
    • учитывая внезапное начало и тяжесть заболевания менингококковой инфекцией, необходимо при первых его признаках как можно раньше обращаться за медицинской помощью и не отказываться от госпитализации в случае, если врач настаивает это сделать.

Самый эффективный способ профилактики – вакцинация!

В настоящее время вакцинация против менингококковой инфекции доступна для граждан Республики Беларусь, в том числе в г. Гродно, и осуществляется на платной основе. Лица в возрасте от 9-ти месяцев до 55-ти лет могут привиться иммунобиологическим лекарственным препаратом «Менактра» (страна производства США). Важно помнить, что вакцинация не всегда предупреждает заболевание, но она однозначно предотвращает тяжелое течение и развитие неблагоприятного исхода.

Для предварительной записи на вакцинацию необходимо обратиться в амбулаторно-поликлиническую организацию по месту жительства к участковому педиатру (терапевту).

 

Большая роль принадлежит индивидуальным мерам защиты от присасывания клещей.

Находясь на опасной территории, необходимо одеваться таким образом, чтобы уменьшить возможность заползания клещей под одежду и облегчить быстрый осмотр для обнаружения прицепившихся клещей, использовать противоклещевые репелленты для обработки одежды в соответствии с инструкцией. Брюки должны быть заправлены в сапоги, гольфы или носки с плотной резинкой. Верхняя часть одежды (рубашка, куртка) должна быть заправлена в брюки, а манжеты рукавов плотно прилегать к руке. Ворот рубашки и брюки не должны иметь застежки или иметь застежку типа "молния", под которую не могут заползти клещи. Лучше, чтобы одежда была однотонной, так как на ней клещи более заметны. На голове предпочтительнее капюшон, плотно пришитый к рубашке, либо волосы должны быть заправлены под шапку или косынку. Надо помнить, что клещи прицепляются к одежде с травяной или кустарниковой растительности (на деревьях клещей не бывает) и всегда ползут вверх.

Необходимо постоянно проводить само- и взаимоосмотры для обнаружения прицепившихся клещей.

Для выбора места стоянки, ночевки в лесу предпочтительны сухие сосновые леса с песчаной почвой или участки, лишенные травянистой растительности. Перед ночевкой следует тщательно осмотреть одежду, тело, волосы.

После возвращения из леса провести полный осмотр тела, одежды. Не заносить в помещение свежесорванные цветы, ветки, верхнюю одежду и другие предметы, на которых могут оказаться клещи.

От клещевого энцефалита можно защититься с помощью прививки, против болезни Лайма вакцина не разработана.

Иммунизация против клещевого энцефалита в обязательном порядке показана профессиональным контингентам населения, деятельность которых осуществляется на территории природных очагов данной инфекции:

В Республике Беларусь - это территории Беловежской Пущи и Березинского заповедника.

За пределами Республики Беларусь - лесные зоны регионов Приуралья, Сибири и Дальнего Востока.

Оптимальной схемой защиты против клещевого энцефалита является курс профилактической иммунизации, состоящей из 2-х прививок, выполняемых с интервалом 5-7 месяцев. Причем, первую прививку рекомендуется делать в октябре-ноябре, а вторую в марте-апреле т.е. в период отсутствия сезонной активности клещей. Через 1 год после завершения вакцинации для поддержания сформировавшегося иммунитета рекомендуется ревакцинация. В дальнейшем поддерживающие дозы вакцины вводятся через каждые 3 года.

Существуют и варианты создания быстрого иммунитета, при этом используются экстренные схемы иммунизации: т.е. сокращаются интервалы между первыми 2-мя прививками до 1 месяца и менее. Такие схемы вакцинации позволяют сформировать кратковременный иммунитет и применяются в исключительных ситуациях. Используя такие схемы иммунизации в период, когда отмечается активизация клещей, необходимо полностью исключить контакт прививаемого с очагом инфекции в течение всего срока вакцинации и двух недель после него.

Во избежание заражения клещевым энцефалитом с алиментарным путем передачи, следует употреблять молоко, особенно козье, только после кипячения.

Как действовать в случае присасывания клеща

Клеща следует как можно быстрее удалить. Чем дольше клещ находится в присосавшемся состоянии, тем больше вероятность заражения человека. Сделать это лучше в медицинском учреждении – в травматологическом или хирургическом кабинете. Но если такой возможности нет, удалить его можно самостоятельно одним из следующих способов:

При помощи хлопчатобумажной нитки. Ее завязывают в узел, как можно ближе к хоботку. Закручивая концы нити при помощи кругового движения, извлекают клеща, потихоньку подтягивая его вверх. Резкие движения недопустимы.

При помощи стерильной (прокаленной) иглы – как занозу.

Пинцетом. Клеща нужно захватить как можно ближе к хоботку. Затем его аккуратно вытаскивают, вращая вокруг своей оси в удобную сторону. Обычно через 1-3 оборота клещ извлекается целиком вместе с хоботком. Если же клеща попытаться выдернуть – велика вероятность его разрыва. Нельзя надавливать на брюшко, при этом возможно выдавливание его содержимого вместе с возбудителями в ранку.

После удаления клеща кожу в месте его присасывания обрабатывают настойкой йода или спиртом.

При удалении клеща нельзя использовать масла, жирные кремы, которые закупоривают дыхательные отверстия клеща и провоцируют дополнительный выброс возбудителей в кровь человека.

После удаления клеща необходимо обязательно обратиться в поликлинику по месту жительства к врачу инфекционисту (терапевту, педиатру) для назначения профилактического лечения и организации медицинского наблюдения.

При появлении признаков заболевания необходимо немедленно обратиться в поликлинику по месту жительства и сообщить врачу о присасывании клеща в течение последнего месяца.

Здоровый образ жизни в детском саду и дома

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных домах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес " болезням цивилизации«.

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

** Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

** Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

** Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;

В-третьих, , культура питания.

Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

— Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

— Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

— Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

— Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).

В-четвертых, это гимнастика, физзанятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

** В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

** Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

** Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

** Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

** Домашний режим дошкольника — одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.

** Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

— знание основных правил правильного питания;

— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

** Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей — это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

** Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века — гиподинамия, т.е. малоподвижность.

** Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.

** Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение — основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время — вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

** Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.

Такие занятия приносят положительные результаты:

— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

— углубляют взаимосвязь родителей и детей;

— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.

Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:

— осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.

— повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.

** Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
**Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость.

 

Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!