Инновационный опыт 2022

images (1)

 

Тема инновационного проекта: «Создание разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования»

Совершенствование современной системы дошкольного образования в Республике Беларусь связывается с идеями понимания дошкольного детства как основосоздающего и важного периода жизни человека; гуманизации системы отношений «ребенок – окружающий мир»; ориентации образования на обеспечение условий личностного развития воспитанников, приобретение ими на этой ступени личностного опыта.

Современные концептуальные подходы к конструированию образовательного процесса в Республике Беларусь требуют переосмысления и обогащения существующих образовательных ресурсов. В учреждении дошкольного образования в качестве такого образовательного ресурса выступает среда, которая рассматривается с точки зрения её образовательного, воспитательного и развивающего влияния на личность и деятельность ребёнка.

Предметно-пространственную среду учреждения дошкольного образования мы рассматривали в качестве компонента образовательной среды и необходимого ресурса реализации учебной программы дошкольного образования.

Актуальность проектирования и использования в практике разных моделей развивающей предметно—пространственной среды продиктована потребностью:

в использовании ее базовых компонентов в роли движущей силы становления и развития личности ребенка дошкольного возраста, а также присущих ему видов деятельности;

в согласовании результативности проектирования развивающей предметно-пространственной среды как условия действия личностно-ориентированной модели дошкольного образования,в реализации социальных ожиданий относительно образования, ориентированных на философию успешности личности, и социального заказа, сделавшего востребованным творческий тип личности. Следует также отметить, что в условиях тенденции реформирования дошкольного образования в сторону реализации гибкого подхода к проектированию предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, мы посчитали , что целесообразно дополнить её многофункциональными атрибутами, а также некоторыми элементами других моделей (открытой, проектной), способствующих развитию самостоятельной игровой и проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Содержание созданной инновационной развивающей предметно-пространственной среды, ставит ребёнка перед вызовом познать окружающее его пространство, расширить свои интересы и мотивировать  на постановку и достижение цели любой детской деятельности.

Реализация инновационного проекта «Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования» позволило коллективу соблюсти общие принципы проектирования развивающей предметно-пространственной среды: динамичность(гибкость), многофункциональность (трансформируемость объектов), эстетичность оформления, зонирование помещений, обеспечение здоровьесберегающих принципов построения.

Специальным образом организованная среда способствовала активизации самостоятельной познавательной и игровой деятельности, самообучению, стимулировала становление ребенка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивала самоутверждение, свободу выбора и направление действий, т.е. предметно-пространственная среда несла свою основную функцию- развивающую.

Созданные условия способствовали обеспечению у детей стойкого желания посещать учреждение дошкольного образования, отсутствию частых конфликтов между детьми, включению в активную самостоятельную деятельность, выбору занятия по интересам в центрах активности в силу доступности и удобства размещения материалов.

  Новые модели развивающей предметно-пространственной среды создали в группах спокойную, продуктивную обстановку, в которой голос воспитателя дошкольного образования не доминирует над голосами детей, но, в то же время, хорошо различим. Воспитатели дошкольного образования, специалисты дошкольного учреждения знают требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды, умеют её проектировать с учётом возрастных особенностей воспитанников группы, обладают практическими умениями, эстетическими способностями и навыками по изготовлению игровых, дидактических материалов и пособий. Умеют организовать просветительскую и практическую работу с родительской общественностью по обеспечению качественных условий для роста и развития детей дошкольного возраста.

 Предложенные материалы будут полезны руководителям дошкольных учреждений, воспитателям дошкольного образования и специалистам, а также широкой педагогической общественности, заинтересованной тематикой данного инновационного опыта.

Описание модели

 

Описание модели

  1. Название проекта: «Внедрение модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования»
  2. Научное сопровождение проекта:

Смолер Елена Ивановна, заведующий научно-исследовательского сектора УО «Белорусский педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент; тел.: раб. +375 (17) 226 40 15; моб. 8-044-743-37-55; e-mail: smoler.elena @yandex.

         3. Участники проекта:  Государственное учреждение образования «Ясли-сад агрогородка Индура»

  1. Временные рамки реализации проекта: 2020 – 2022.

 

Теоретическими основами построения развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования являются представления о среде как основной детерминанте психического развития ребёнка, сформулированные в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др. Согласно их взглядам, среда предоставляет ребёнку условия для творческого развития и возможность «вычерпывать» из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.

Проектирование предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования следует  также рассматривать с позиции «детоцентризма» (И.А. Виноградова, Е.В. Иванова), в контексте гибкого подхода, который первостепенное значение придаёт раскрытию индивидуального творческого потенциала и эффективной социализации ребёнка.

       Цель инновации – обеспечение условий разностороннего развития детей дошкольного возраста путем рационального проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования и ее индивидуализации потребностям каждого ребенка.

        В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

- проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по вопросам проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования и ее индивидуализации потребностям каждого ребенка;

- внедрить модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования, определить механизмы эффективного ее использования с учетом специфики учреждения образования;

- разработать механизмы поддержки педагогов, внедряющих модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования;

- повысить уровень компетентности и профессионализма педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования;

- создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для всех участников образовательных отношений;

- осуществить мониторинг хода и результатов внедрения модели, методическое обеспечение деятельности;

- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования и ее индивидуализации потребностям каждого ребенка в образовательной практике.

Описание модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования

 

Под развивающей предметно-пространственной средой учреждения дошкольного образования мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами и обеспечивающую включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

При построении развивающей предметно-пространственной среды важно учитывать две стороны: предметно-пространственную (вещественную, материализованную) и духовно-эмоциональную (диалоговую, личностную, оценочную).

 

Модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования относится к концептуально-инструментальной модели, которая описывает целостный процесс конструирования развивающей предметно-пространственной среды и содержит следующие блоки: нормативныйсодержательно-процессуальныйфункциональныйрезультативно-оценочный.

 

Нормативный блок представлен принципами проектирования развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования:

-принцип безопасности и экологичност;

-принцип программного соответствия;

-принцип интерактивности;,

-принцип эргономичности;

-принцип учёта возрастных особенностей детей;

-принцип доступности;

-принцип гибкости и вариативности;

-принцип условности;

-принцип разнообразия;

-принцип народности;

-принцип психологического комфорта;

-принцип учёта материальных и архитектурно-пространственных условий помещения и территории учреждения дошкольного образования;

-принцип знаковой опосредованности.

Содержательно-процессуальный блок представлен требованиями к структурным центрам группового помещения: учебно-дидактический, познавательно-исследовательский, центр драматизации, ателье-центр, библиотечно-релаксационный центр; методическими рекомендациями по проектированию развивающей предметно-пространственной среды руководителям учреждений дошкольного образования, педагогическим работникам; к отбору мебели, инвентаря, средств воспитания, обучения, развития детей для педагогических работников учреждений дошкольного образования.

Функциональный блок описывает функции.

Значимыми для развития личности воспитанника являются следующие функции развивающей предметно-пространственной среды:

Организационная функция. Среда организует регламентированную и нерегламентированную игровую и учебную деятельность детей.

Обучающая функция. Предметы среды должны способствовать продвижению от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития ребёнка.

Информационная функция. Каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта.

Функция сохранения психологического здоровья детей. Среда является фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребёнка.

Воспитывающая функция. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам, способность осуществлять нравственный выбор: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.

Коммуникативная функция. Среда способствует организации межличностного общения.

Диагностическая функция. Среда содержит атрибуты, отражающие динамику индивидуального развития каждого воспитанника и его достижений.

 

Результативно-оценочный блок описывает критерии результативности модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования.

Критериями качества предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования выступают:

•        соблюдение общих принципов проектирования развивающей предметно-пространственной среды;

  • эстетика оформления групповых помещений (эмоциональный комфорт, единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения, наличие авторских работ сотрудников, детей, родителей);
  • положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать учреждение дошкольного образования;
  • включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность и их способность выбирать занятия по интересам в центрах активности в силу доступности и удобства размещения материалов;
  • высокая продуктивность детской деятельности (множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня);
  • отсутствие частых конфликтов между детьми;
  • спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя дошкольного образования не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим;
  • наличие материального оснащения всех видов деятельности детей.

 

Диагностический инструментарий для оценки эффективности инновационной деятельности.

Для педагогов дошкольного учреждения:

-сформированность профессиональных компетенций,  мотивационной, когнитивной, технологической (деятельностной);

- оценка личностного саморазвития;

- сформированность социально-личностной компетенции воспитателей;

-оценка родителями качества деятельности педагога.

« Мотивационная готовность педагогов к восприятию инновации»;

«Анализ мотивации педагогов на инновационную деятельность »;

«Карта педагогической оценки и самооценки педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности»

- карта оценки знаний педагогов «Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника»

На диагностических этапах были проведены мероприятия с детьми и родителями.  

 Для диагностики детей были использованы следующие методики:

-  оценка социально-эмоционального развития воспитанников;

-  изучение межличностных взаимоотношений в группе;

- изучение игровых предпочтений детей в развивающей среде группы, выявляющих уровень востребованности игровых центров групповых помещений старшей и средней интегрированных групп.

 

     Методики для диагностики готовности родителей к взаимодействию в реализации задач инновационной деятельности в нашем исследовании включали:

-анкета «Что я знаю о развивающей предметно-пространственной среде»

-анкета по изучению мнения родителей «Игры и игровые предпочтения ваших детей»;

-оценка деятельности педагога с родителями ;

-анкета по изучению мнения родителей относительно созданной в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды;

 

Модель развивающей предметно-пространственной среды

Государственного учреждения образования 

«Детский сад агрогородка Индура»

     При проектировании развивающей предметно-пространственной среды мы отталкивались от понятия, что всю предметно-развивающую среду  дошкольного учреждения можно подразделить на макросреду(ближайшее окружение детского сада) и микросреды (внутреннее оформление помещений)

 

     Моделированию  и проектированию в рамках реализации инновационного проекта мы подвергали помещения дошкольного учреждения(микросреду).

Модель макросреды

 №

Содержание макросреды учреждения

Наименование компонентов

1

Групповые участки

2

Спортивная площадка

3

Площадка по изучению ПДД

4

Игровая зона по изучению правил пожарной безопасности

5

Экологическая тропинка со станциями

5.1

Хозяин тропинки

5.2

 Фруктовый сад

5.3

 Целебный воздух (фитонцидные растения)

5.4

 Редкие и декоративные деревья

  5.5

Участок луга

5.6

Огород лекарственных растений

  5.7

Овощной огород

5.8

Смешанный лес

5.9

Сказочная поляна (летний театр)

 5.10

Волшебная ель

5.11

Цветочные клумбы

5.12

Птичий столб

6

Ближайшие здания , объекты природы

6.1.

ГУО Индурская средняя школа

6.2

Дендропарк средней школы

6.3.

Спортивный стадион школы

7

 

 

          Модель развивающей предметно-пространственной среды

Государственного учреждения образования 

«Детский сад агрогородка Индура»

 старшей группы

 №

Содержание микросреды учреждения

Наименование компонентов

1

Музыкальный зал

2

Спортивный зал

3

Кабинет педагога-психолога

4

Кабинет учителя-дефектолога

5

Информационно-методический кабинет

6

Мини-музеи

6.1. «Белaрусскaй народная лялькi»,

6.2.  Мини-музей часов

6.3. Организация выставок коллекций родителей в развивающей среде

7

Холлы и коридоры учреждения

1. выставки детско-родительского творчества

2. оформление фотозон к праздникам

3. рекреации из комнатных растений, дизайнерские композиции

8

Зимний сад

9.

Групповые помещения

9.1

Приемная комната

1. выставка детских работ, персональные выставки детей

2. родительский уголок

3. меню

4. информация специалистов

9.2

Центр учебной деятельности

1. учебная программа д/о, методическая литература

2. магнитная доска

3. наборы цифр, букв, схем звукового анализа слов, мнемотаблицы,

    алгоритмы, карты-схемы, тетради по образовательным областям

4. демонстрационный и раздаточный материал по образовательным

    областям

5.  инновационные развивающие тематические экраны

6. подвесные модули,  инновационные многофункциональные

    развивающие ширмы

7. дидактические, настольно-печатные и развивающие игры к

     тематическому планированию

9.3

Центр познавательно-практической деятельности

1.1.уголок природы, комнатные растения, календарь погоды

1.2. уголок экспериментирования

1.3 .огород, цветник на окошке

 9.4

Центр безопасности и ознакомления с правилами ПДД

1.пособия и атрибуты по ознакомления с основами ОБЖ(дидактические

 игры, альбомы, картины, макеты, лэпбуки, тематические игрушки, кукла спасатель)

2.пособия и атрибуты по ознакомлению с ПДД( макет проезжей части, перекрёстка, кукла милиционер, машины специального назначения, мелкие машинки для обыгрывания, дорожные знаки и др.)

 

9.5

Центр конструирования

1. набор конструкторов из различного материала и различного размера

2. мелкие игрушки для обыгрывания построек

3. схемы построек

4. различные образцы и виды пазлов,

9.6

Музыкально-театральный центр

1.музыкальные игрушки(дудочки, погремушки, барабаны, свистульки, металлофоны, ксилофоны, проигрыватель и др.

2. ширмы настольные и напольные, фланелеграф, магнитный мольберт;

3.различные виды театров(настольный. Би-Ба-Бо, на ложках, на стаканчиках, марионетки, на фартуках, теневой театр, кукольный  и др.)

4. кокошники, атрибуты и костюмы, одежда для ряженья и

   драматизации.

9.7

Центр изобразительной деятельности

1. краски, гуашь, карандаши, маркеры, фломастеры, различные мелки

2. раскраски, трафареты, штампы

3. бумага, картон, клеевые карандаши

4. пластилин, глина, солёное тесто

5.различные материалы для нетрадиционного рисования

9.8

Книжный центр

1. детские книги, произведение детских писателей и поэтов

2. белорусские народные сказки; сказки народов мира

3. энциклопедии, альбомы, иллюстрации к произведениям и сказкам

4. детские журналы и др.

9.9

Центр патриотического воспитания (национальный уголок)

1. национальная символика РБ

2. книги и энциклопедии о исторических и природных, промышленных

    достопримечательностях Республики Беларусь

3. альбомы (национальные узоры, народные промыслы, национальная

    кухня, национальная одежда, люди прославившие РБ

4. карты: Республики Беларусь, Гродненской области, района, гербы

    городов РБ,  Гродненской области, альбомы о Индуре и её

    достопримечательностях,

5. дидактические игры по ознакомлению детей с Республикой Беларусь

6. макеты «Белорусская хатка», «Бабулiн падворак», и др.

10

Центр сюжетно-ролевой игры

1. стационарные сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская»

2.трансфорируемые сюжетные игры «Больница», «Почта», «Банк»

«Дом -семья», «Дочки-матери», «Кукольный домик»

3. атрибуты для самостоятельной организации сюжетно-ролевой игры детей(куклы, мелкие фигуры животных, мягкие игрушки. Предметы-заменители и др.)

4. альбомы с иллюстрациями на тематику различных игр детей

11

Спортивный центр (физкультурный уголок)

1.Стационарные пособия для организации двигательной деятельности

(мячи, скакалки, обручи, кольцебросы, цели для метания)

2.нестандартное спортивное оборудование(мешочки с песком, косички, верёвки, гантели, пособия для дыхательной гимнастики, пособия для спортивных игр «Бадминтон», «Хоккей», «Серсо» и др.

3.альбомы с названиями и иллюстрациями видов спорта, известными

   спортсменами

4.дидактические игры на спортивную тематику

4. картотеки подвижных игр

12

Центр уголок релаксации, уединения

1.мягкий уголок, детский диван

2.складная тканевая ширма

3. мягкие игрушки, куклы, игрушки «антистресс»

4. записи  музыкальных произведений

 

Комментарии:
свернуть